четверг, 5 сентября 2013 г.

А не замахнуться ли нам на Уильяма, нашего... Морриса. Или операция "Аппликация"

 Некоторое время назад ко мне в руки попали вожделенные книги Michele Hill с красивейшими квилтовыми проектами по мотивам Уильяма Морриса. К моему стыду, я не сшила еще ни одного, но для мелких изделий я иногда использую шаблоны из этих книг. Такие вот подушки с аппликацией покажу сегодня во всех подробностях.




Аппликации неразрывно идут рука-об-руку с пэчворком и квилтингом, хотя и имеет место мнение, что аппликация является отдельным видом рукоделия. Мне сначала они тоже казались "из другой оперы", пока я не научилась делать их легко и просто. Теперь люблю включать аппликационные мотивы в лоскутные и стеганые изделия.






Аппликация – (от латинского application прикладывание). Техника аппликации заключается в наклеивании или пришивании кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных материалов на бумажный, тканевый или иной фон. Она известна с древних времен, издавна люди стремились украсить предметы быта (палатки, шатры, снаряжение, утварь) и придать одежде нарядный вид. Для этих целей они использовали шкуры животных, кожу и шерсть. С появлением ткацкого станка для аппликации стали широко применяться кусочки самых разнообразных тканей. Еще считается, что происхождение этого рукоделия в текстиле было было сугубо прозаичным: аппликации просто были заплатками, прикрывали дыры или пятна на одежде.
Многие народы используют орнаментальную аппликацию; а узоры, украшающие традиционную одежду и предметы быта, имеют сакральный смысл и считаются оберегами.
В квилтинге аппликации становятся все более популярными, а для некоторых национальных видов лоскутного шитья и вообще являются основной техникой (такие как гавайский квилт и молы Кунов).

Есть множество способов этой техники, но я хочу показать очень простой и более чем доступный способ. Конечно, традиционные, пришитые вручную аппликации выглядят душевнее, однако шить их гораздо сложнее и дольше, и требуется мастерство. Гораздо быстрее пришивать рисунки из кусочков ткани на швейной машине. Но начинающие часто сталкиваются с одной трудностью - швейная машина чуть растягивает основу и сдвигает пришиваемый фрагмент. В итоге получается кривая аппликация, или складочки в конце строчки.




Во избежание подобных проблем запаситесь клеевой паутинкой (еще он называется "двухсторонний флизелин паутинка").

Он выглядит примерно так:
...и позволяет соединять два слоя ткани простым проутюживанием.

А еще вам потребуется бумага для выпечки, только не всякая, а со специальным покрытием. Методом проб и ошибок мной был найден пергамент для выпечки, который этим клеем не приклеивался бы намертво к тканюшке (совет - пробуйте на маленьких кусочках ткани, а то ткань будет безнадежно испорчена) Теперь я высматриваю в хозяйственных отделах пергамент с силиконовым противопригарным покрытием.








Конечно же перед выполнением аппликации надо подготовиться. А именно подготовить эскиз в натуральную величину и подобрать ткани.
Ткани у меня подобрались вот такие.
А с эскизом пришлось повозиться.









 Понравившийся шаблон в книге был неподходящего размера (очень маленький, предназначенный для мини-панно), поэтому я сфотографировала лист выкроек (за неимением сканера) и, обработав в графическом редакторе, распечатала нужного мне размера.







На распечатке необходимо обозначить, какая деталь из какой ткани будет выполнена.
Прикладываем лист пергамента к эскизу аппликации, подгоняем фрагмент ближе к краю и обводим его. Лучше всего по этой бумаге рисует простой карандаш.
Фрагменты одного цвета располагаем рядом, стараясь рационально использовать пространство. Другие цвета отрисовываем на других листах пергамента. Если для аппликаций вы решили использовать обрезки от предыдущих проектов - надо продумать расположение деталей на бумаге, что бы все поместилось на вашем лоскуте.



Когда все детали будут перенесены -накладываем паутинку на ИЗНАНОЧНУЮ сторону ткани, сверху кладем нашу бумагу для выпечки, проходим утюгом - все готово для вырезания!
Маленький нюанс: часто фрагменты аппликации несимметричны, наклеив рисунок на изнанку ткани мы получим его зеркальное отражение в готовом виде. Поэтому лучше сразу перевернуть пергамент рисунком вниз - на ткань. Это, кстати, позволит не испачкать утюг грифельной крошкой от карандашных линий. А сами линии прекрасно видны сквозь прозрачную бумагу.



Я приклеивала на ткань только тот уголок, на котором расположены фрагменты аппликации. Главное, что бы клеевой слой был под всем рисунком, не оставалось свободных выступов.




Далее аккуратно вырезаем фрагменты.  Здесь важна точность. Бумага и клей выполняют роль стабилизатора, не давая осыпаться краям ткани и соскальзывать ножницам при вырезании.









Подцепив ногтем или иголочкой край бумаги, её можно легко снять с заготовки (конечно, если вы взяли правильную бумагу и предварительно её проверили на "отлипаемость"). Остается тканевая деталь аппликации с клеевым слоем на изнанке.







Можете разложить все вырезанные детали на схему для проверки. Вдруг вы что-то пропустили, или допущена какая-либо ошибка.  У меня выяснилось, что с зеркальными поворотами я напутала, и некоторые фрагменты не попадают на свое место. Впрочем, на самом рисунке это фатальным образом не сказалось, так что я продолжила.



Впервые использовала для основы под аппликацию хлопковый муслин. Ткань тоненькая и полупрозрачная. Очень удобно просвечивает схема, подложенная под ткань.
Если вы используете непрозрачную ткань- то необходимо располагать детали "на глаз" или перенести рисунок на основу таким способом, что бы в последствии не осталось следов разметки.




Фрагменты аппликации без бумажного слоя легко приклеиваются к основе горячим утюгом, после чего уже не сдвинутся, даже если на незаконченном изделии от души поваляться)))






Но края приклеенных кусочков необходимо обработать для красоты  и надежности. Так же тщательно, как ткани, выбираем нитки для отстрочки. Я использую вискозные ниточки с шелковистым блеском. 









В этих подушках я опробовала новую для меня технологию - сначала подготовила "сэндвич" (три слоя материала: верхний с аппликацией, синтепон и подкладка), а потом обшивала край, одновременно сшивая слои. Раньше я обшивала аппликацию только на основе, в таком случае, её необходимо укрепить тонким флизелином (тонким клеевым стабилизатором ткани)



В некоторых машинках есть специальные аппликационные строчки, имитирующие ручной шов. Но если у вас такой строчки на машине нет - не стоит расстраиваться. Можно обшить край и обычным швом "зиг-заг"




Стежка, сборка, вшивание потайной застежки и канта - это другая история. А эта, аппликационная, закончена. Вот такие у меня получились Моррисоновские чехлы на подушки, мне самой очень понравились. 





Размер 40х40 см. Использованные материалы: лён, хлопковый муслин, американский коллекционный хлопок от Moda Fabrics. Машинная аппликация, свободно-ходовая стежка. По краю вшит хлопковый кант, застегивается с обратной стороны на потайную молнию. Одна из них стала подарком, а вторая уедет на выставку Формула Рукоделия в Москву. 

А этот пост является участником конфетного конкурса от  Варвара Alwen. Спасибо, Варвара, за стимуляцию швейной активности)))




15 комментариев:

  1. необыкновенные подушки! так и хочется потрогать мммм....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Потрогать можно будет на стенде форума "ХомЯчки" на Формуле Рукоделия

      Удалить
  2. Наташа, подушки шикарные! и спасибо за подробное описание процесса :) Я листала эту книгу, вдохновлялась и мечтала :) А ты сделала по ней такую красоту :) Про паутинку хотела добавить: иногда встречается и "Паутинка клеевая 2-х сторонняяя на бумаге Vliesifix" - мне как-то раз повезло купить кусочек такой в Мире Шитья. Тогда процесс упрощается и бумага для выпечки не требуется :) Но такую штуку в продаже застать не всегда удается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо за комментарий, про флизофикс забыла в посте написать. Я в этом материале разочаровалась, если честно. По сути он то же самое - паутинка на бумаге, только одним целым. Но при хранении клеевой слой отслаивается. А еще в последний раз, на занятии моей учебной группы, случился казус - бумажный слой после приутюжки с большим трудом снимался с ткани, потеряли массу времени и разлохматили края деталей. Так что я с проверенными материалами стараюсь работать на сложных проектах))))
      Может быть, это наш рукодельный магазин закупает некачественный товар. А еще надо помнить про рукодельниц из глубинки, которым такие экзотические материалы недоступны совсем. А паутинку с пергаментом для выпечки найти реальнее.

      Удалить
  3. Действительно шикарные наволочки, особенно с синими цветами! :) А я сама тоже недавно попробовала подобного рода аппликацию и удивительно интуитивно сделала все почти точно так же))) Спасибо за участие в конкурсе ^^

    ОтветитьУдалить
  4. Чудесно и волшебно! Спасибо за подробный экскурс!

    ОтветитьУдалить
  5. с ума сойти Наташа!! сколько ж у тебя терпения!! если пойду на Формулу обязательно посмотрю подушки вживую ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, это не терпение, это любовь)))

      Удалить
    2. ну я тоже люблю всякие красиво сшитые вещи ))) но терпения у меня не хватает ))))) так что это больше терпение ;)

      Удалить
    3. Так любить готовые красиво сшитые вещи - это одно, а любить сам процесс шитья - это другое)))
      А терпения у меня мало, если что-то приходится "терпеть", то я это быстро бросаю.

      Удалить
  6. Потрясающе красиво! Спасибо за подробное разъяснение процесса!

    ОтветитьУдалить
  7. Пришла с конкурса посмотреть поближе, а тут целый мастер класс!!! Остаюсь!

    ОтветитьУдалить
  8. очень красиво! Вот сижу и думаю самой такое же сделать, но на вышивальной машине, переведя выкройку в вышивальный формат

    ОтветитьУдалить
  9. Доброго времени суток, скажите как оценить подобное творчество для продажи?Анна.

    ОтветитьУдалить